Работа с детьми с ОВЗ

В МБДОУ № 13 функционирует комбинированная группа для детей с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей с нарушениями зрения.

Непрерывная непосредственно организованная деятельность строится  с использованием игровых форм, что повышает мотивационную готовность детей, активизирует их.

В МБДОУ функционирует  медико-педагогический консилиум, что позволяет осуществлять комплексный подход в работе с детьми с ОВЗ.

Педагогический процесс строится на основе интегрированного подхода специалистов в развитии воспитанников. Суть его заключается в реализации комплексного подхода, во взаимодействии со всеми специалистами, работающими с детьми.

Распределение коррекционно-развивающих занятий, проводимых в течение недели, осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в детском саду, определёнными СанПиН № 2.4.3049-13.

Дети с ОВЗ участвуют во всех мероприятиях детского сада: развлечениях, праздниках, конкурсах, экологических акциях, спортивных соревнованиях. Они комфортно чувствуют себя в коллективе сверстников, занимают призовые места в разнообразных конкурсах и спортивных соревнованиях, с удовольствием участвуют в защите проектов.
Непосредственно в рамках образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Педагоги применяют адекватные возможностям и потребностям воспитанников современные технологии, методы, приемы, формы организации деятельности. Имеются программы, методические разработки, наглядный материал, пособия для работы с детьми с ОВЗ. Большое разнообразие игр и игрушек способствует всестороннему развитию. Педагоги все чаще используют в своей работе электронные образовательные ресурсы. И воспитатели, и специалисты при организации образовательной деятельности и индивидуальной работы пользуются ноутбуками и телевизорами для показа обучающих видео и презентаций. Презентации, электронные игры, мультфильмы помогают привлечь внимание детей с ОВЗ, повысить мотивацию к познанию окружающего мира, развивать высшие психические функции и речь.

С дошкольниками с особыми образовательными потребностями работают квалифицированные специалисты, имеющие высшее коррекционное образование. Специалисты и воспитатели систематически проходят курсовую подготовку по коррекционно-развивающему направлению, работают над самообразованием.      Это дает возможность вносить изменения в сложившуюся систему работы.

В нашем детском саду созданы необходимые условия для коррекционно-развивающего сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Система работы с детьми с ОВЗ способствует полноценному развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений и становлению личности ребенка. К выпуску из детского сада у всех дошкольников снимается заключение, и они продолжают обучение в школе по массовой программе.

Для полноценного развития детей с ОВЗ  оформлена предметно-развивающая среда, она должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной.

Логопедический кабинет и кабинет тифлопедагога многофункциональны, оснащены игровым, дидактическим, речевым материалом, который помогает в решении коррекционных направлений работы: формирование правильного произношения, выработка артикуляционных навыков, постановка и артикуляция звуков, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие коммуникативных навыков, развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, развития зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки.

Разные зоны для развития речи детей и центры коррекционных игр есть и в групповом пространстве, и они активно используются воспитателями в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду.

 Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ

 в детском саду

Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю.

Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

Специалист Функции специалистов
Учитель-логопед -диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;

-составление индивидуальных планов занятий;

-проведение индивидуальных занятий;

-консультирование педагогов и родителей.

Музыкальный руководитель — эстетическое и музыкальное воспитание детей;

-подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;

-использование элементов музыкотерапии.

Инструктор по физкультуре -проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;

-улучшение психомоторных способностей воспитанников.

Воспитатель -проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;

-развитие моторики;

-прививание культурно-гигиенических навыков;

-организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда;

-создание благоприятного микроклимата в группе;

-консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.

Медперсонал -проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;

-осмотры детей;

-контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.

 

Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.

Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:

физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);

 познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);

социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);

художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.