Кто есть кто в детском саду?
В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить старшего воспитателя? За что отвечает воспитатель? И чем занимается учитель-дефектолог?
Руководство
- К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз).
-
Заведующий детским садом
Заведующий осуществляет общее руководство дошкольным образовательным учреждением. В своей деятельности руководитель опирается на Закон РФ «Об образовании в РФ», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Он занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующий отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Родители могут обращаться к заведующему за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от него, чтобы руководимый им коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья — в соответствии с условиями договора.
- Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Вместе с заведующим он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п. Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.
- Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, и оборудования. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.
Основной педагогический состав
- Воспитатель — педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитатель не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении. У воспитателя семичасовой рабочий день (в интегрированных группах – 5 часовой).
- Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
- Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и утреннюю гимнастику в старших группах и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Как и другие педагоги, инструктор по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Вопросы коррекции
- Учитель-логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит индивидуальные занятия по исправлению речевых отклонений.
- Учитель-дефектолог (тифлопедагог) занимается коррекцией отклонений в развитии зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке дошкольников с нарушениями зрения. Обследует детей с нарушениями зрения, определяет степень выраженности отклонений в развитии зрительного восприятия, в сформированных представлениях, и т.д. Планирует индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями зрения, проводит подгрупповую и индивидуальную работу с детьми по коррекции нарушений и дефектов, развитии компенсаторных механизмов дошкольников.
Медицинские работники
- Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра, медсестра и медсестра-ортоптистка.
- Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.
- Медсестра-ортоптистка — эта должность имеется в садах, которые посещают дети с нарушениями зрения. Медсестра-ортоптистка под руководством врача офтальмолога проводит обследование остроты зрения детей каждый месяц. Проводит лечение на аппаратах и компьютере по коррекции косоглазия и амблиопии, по тренировке резерва аккомодации, назначенные офтальмологом. Контролирует чистоту очков детей с нарушениями зрения, ежедневно протирает их, отслеживает наличие и правильность установки окклюдера.
Младший обслуживающий персонал
- К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, машинист по стирке белья и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
- Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию. Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
К кому обратиться?
- Все педагоги детского сада имеют высшее профессиональное или среднее специальное (педагогическое) образование. У заведующей, старшего воспитателя, учителей-дефектологов и логопеда образование — высшее. Каждый из педагогов (логопед, психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности. К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ.
Режим работы
- У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.
- Заведующий работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера.
- У воспитателя семичасовой рабочий день (у воспитателя интегрированной группы – 5 часовой). Общеобразовательные группы работают с 7.00 до 17.30, а интегрированные по зрению: с 7.30 до 17.30. У дежурных (общеобразовательных) групп рабочее время продлено до 18.30.
- Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре работают по графику, который зависит от количества групп, которые они ведут. Как правило, их рабочий день начинается с 8.00 и заканчивается в 13.00.
- Учитель-дефектолог и учитель-логопед работает 4 часа в день. График его работы может охватывать как на первую, так и вторую половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и педагогами, но и общаться с родителями воспитанников.
- Медицинский персонал находится в штате детской поликлиники. График и режим работы медицинского персонала устанавливает руководство детской поликлиникой.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.